Главная
ЖЕНЩИНА, ПОКЛОНЯЮЩАЯСЯ ШИВЕ В ХРАМЕ. Иллюстрация к индийской музыкальной мелодии, Бхайрави Рагини. Манду. Центральная Индия, около 1500 г. Музей Виктории и Альберта (Французская коллекция, 110-1955)
ЖЕНЩИНА, ПОКЛОНЯЮЩАЯСЯ ШИВЕ В ХРАМЕ


На этой миниатюре женщина в платье с лимонно-желтым лифом, клетчатой юбке и накрахмаленной вуали, на коленях перед Шивой – фаллическим идолом темно-зеленого цвета перед её страстным взглядом. В руках белые цимбалы, которыми пользуются во время ритуальных песнопений. Термин «Бхайрави» - это женский вариант для слова «Бхайрава», синоним Шива. Миниатюра к поэме символизирует её острое желание.
Учитывая сходство этой миниатюры с джаунпурским манускриптом 1465 года, эту иллюстрацию Безил Грей описал как стилистически переходная версия от Гуджарати к раджастханской школе. Он датировал её не ранее 1550 г. и не позднее 1580 года и относил к школе Западной Индии или Южного Раджастхана. Грей был поражен тем, что переход от стиля этой миниатюры к стилю миниатюры 4 (относящийся к Мальве, около 1630) было легким. И полагал, что это стало явным предвестником стиля живописи Раджастхани в Меваре ок. 1650. Выводы Грея были очень важными, его пионерские исследования стилей впервые установили настоящее происхождение этой миниатюры и её принадлежность к живописи Раджастхани.
О том, что эта миниатюра из Манду (территория граничит непосредственно с Южным Раджастханом) говорит её сходство с миниатюрой 2 , где мы видим: пруд с лотосом и утками, использование темно-зеленого цвета и прямоугольников, использование треугольника для изображения прозрачной вуали и точеной фигуры, а белые серьги с красными пятнами, сочетаются с белой и алой подушкой, которая лежит за правителем.

искусство Индии