ЖИВОПИСЬ ГАРВАЛА
После смерти раджи Гобардхана Сингха в 1773 году гулерские художники столкнулись с кризисом, поддерживать их было некому. И если другой правитель приглашал художников к себе, они могли и уехать. Сикхские марадёры становились всё более агрессивными; в 1773 году путешественник Форестер ехал через горы в Нахане по направлению к Джамму, он был вынужден свернуть с обычной дороги и проехать по западной дороге, так как привычная дорога через Гулер была занята сикхами. Такая опасность могла подтолкнуть художников к поиску другого более спокойного покровителя. Кангра, которая была менее чем в сорока милях, подвергалась таким же нападениям. Их правитель раджа Гаманд Чанд был могущественным, но не столь чувствителен к искусству, и поэтому наиболее отдаленная территория страны с удовольствием приняла у себя художников. Гарвал был в двух сотнях миль, через всю страну шла одна дорога. Но есть и другое обстоятельство, которое может объяснить выбор живописцев. Незадолго до этого или сразу же после того, как гарвальский раджа Лалат Шах (правление 1772-1780) взошел на трон, состоялась женитьба его сына раджи Прадхуман Шаха (правление 1781-1804) на гулерской принцессе, дочери Аджаба Сингха, отпрыска гулерского королевского дома. Свадебное торжество гулерские жители приехали праздновать в Гарвал вместе с невестой. Этот момент был решающим. Если сама принцесса и не была любительницей искусства, то её семья могла разделять гулерскую любовь к искусству. Патронаж женщины не был невозможным в то время, например, одна из самых известных иллюстраций к санскритской поэме Гита Говинда была заказана принцессой Басохли, леди Манаку. Даже во дворцах, женщины часто посвящали свой досуг, доставая миниатюры из тканевых свертков, переворачивали страницу за страницей. Некоторые гулерские художники принимали участие в свадебной церемонии, и потом остались в Гарвале, а часть живописцев вернулась назад. Может быть, два или три человека уехали раньше, а свадьба только подтолкнула остальных к переезду. В свете всех этих обстоятельств и, не забывая о сходстве гарвальских миниатюр и оных из Кангра и Гулера, напрашивается лишь один вывод – гулерские художники, которые переехали в Гарвал, несмотря на зависть Мола Рема, добились доминирующего положения.

1 2 3 4 5 6 7