ЖИВОПИСЬ ГАРВАЛА
Вторая группа гарвальских миниатюр – это работа других художников. Мы не знаем, как много их работало, но их было не меньше двенадцати. Сохранились миниатюры, созданные в довольно примитивной гулерской манере. Другие художники добились мастерства в передаче на миниатюре чувственности. Использование деревьев без листьев, а также манера изображения женского тела, введение в ландшафт маленьких круглой формы деревьев, пристрастие к цветам в форме звезды, спиралям воды – это только несколько инноваций, которые характеризуют общий стиль. На протяжении почти тридцати лет такой стиль живописи продолжает развиваться. Но для этого необходим был мир, а в начале девятнадцатого века он был вдребезги разбит. Раджа Прадхуман Шах и его отец раджа Лалат были довольно слабыми воинами. Хадвик, который посещал Прадхумана в 1796 году, описывал его « фигура чуть ниже среднего, худой, правильные черты лица, но женоподобные. Такие качества не для воина, и ничего удивительного, когда в 1803 году гурки захватили Гарвал, то Прадхуман не мог им сопротивляться. Опустошенный после землетрясения, которое год назад разрушило Сринагар и его дворец, Прадхуман второпях собрал армию. Его сын Сударшан Шах, сбежал к британцам, а его брат Паракрам попросил приюта у раджи Сансара Чанды из Кангры. Прадхуман сам был убит, а с ним и большая часть его придворных.
Для гарвальской живописи такое поражение было катаклизмом. Художники полностью зависели от правителя, их средства к существованию сошли на нет. Режим гурков, который установился, настолько сильно разрушил страну, что его можно сравнить с завоеваниями Кромвеля в Ирландии. «Гурки, - писал Фрейзер в 1816 году, - правили в Гарвале около двенадцати лет. Все знатные люди были убиты или изгнаны, их деревни – сожжены, а жители проданы в рабство. Оставшаяся часть была обложена огромными налогами и многие добровольно эмигрировали, чтобы избежать тирании, которую они не могли выдержать».
В таких обстоятельствах, художники, конечно, могли оставить столицу и двор, некоторые могли быть убиты во время массовых расправ в следующем году. Выжившие могли вернуться в Гулер, а в поисках работы могли оказаться в соседнем штате Сирмур или уйти в Кангру с Прадхуманским братом. В самом Сринагаре остался только Мола Рем. Его дом и земли были в штате. В 1780 году он вместе предшественником Прадхуманом Джаякрит Шахом (1780-81гг.) был вовлечен в дворцовые интриги, за что попал в опалу. Ему нечего было терять, и он просто ждал грядущих событий. В результате его осторожность была вознаграждена. Гуркские правители в столице были большой противоположностью бандитам, которые терроризировали окраины. Гуркский правитель Хастидал пригласил ко двору Мола Рема; и многие годы он регулярно посещал дом правителя. Миниатюры, которые он рисовал в этот период, по-прежнему, обладали грубой непродуманностью, как и его прежние «шедевры». В 1816 году Гарвал был освобожден британскими войсками, Мола Рем и его семья вели себя благоразумно и осторожно. Его сын, Джвала Рем стал клерком у британского комиссионера, он принял британскую технику письма, выполнил серию топографических работ и сделал несколько рисунков с птицами. В конце 1877 года пять художников, три из которых были последователями Мола Рема.

1 2 3 4 5 6 7