Главная
РАДХА И КРИШНА В РОЩЕ. Кангра, ок. 1785. Музей Виктории и Альберта
РАДХА И КРИШНА В РОЩЕ


Первая миниатюра, которая является примером поэтического стиля, получившего свое развитие в Кангре в самом начале правления раджи Сансара Чанды. Образы, которые служили символической основой, в каждом случае брались из поэзии хинди или санскритской поэзии. Часто используемый символ - лотос в воде. Если поэт хотел описать руки и ноги женщины, он говорил о них «нежные как цветок лотоса». Или если он хотел описать её черты, он писал « её лицо прекрасно как цветок лотоса». Линия руки была изящна как стебель лотоса, а возлюбленные сидящие у ручья подобны объятиям нежных листьев и несравненного цветка.

Моя любовь и я сидим вместе,
Как растет лотос вместе с листьями

Кроме лотоса символами были цветущие деревья - их копьеобразные ветви, окутанные цветами, обозначали возвышенную любовь. Блестящие будто восковые стволы банана говорили об отсутствовавшем возлюбленном, а их большие прохладные листья часто использовались в поэзии как романтические символы, описывающие гладкие бедра девушки. Обнимающиеся возлюбленные – вьюны вокруг ствола дерева, а ручьи и течение воды передавали силу и поток страсти.
На миниатюре все символы объединены одним - форма, линия и цвет служат для выражения и усиления значения поэтических строк. Волосы девушки повторяют потоки воды в реке, край её платья идет такими же фестонами, как и листья лотоса. Изогнутым очертаниям её бедра вторят овальные банановые листья, а тонкий вьюн вокруг ствола дерева повторяет позу двух влюбленных, которые сидят обнявшись. Именно так художники Кангры выполняли самую трудную задачу перевода поэзии в живопись.

искусство Индии