ЖИВОПИСЬ КАНГРЫ
Именно в это время на трон Кангры взошел раджа Сансар Чанд (1775-1823). Ему было только десять лет, когда он унаследовал трон после своего деда раджи Гхаманда Чанда. В 1786 году его господство над другими штатами было непревзойденным, безжалостно взималась большая дань, и его двор в Кангре достиг наивысшего феодального великолепия. Такие успехи могли бы вскружить голову молодого правителя; и как его предшественник Гхаманд Чанд, он мог остаться вполне безучастным к искусству. Но его интересовала не слава, а искусство. Когда ему было 12 -13 лет он интересовался живописью, сохранились рисунки, где он рассматривает работы художников и обсуждает их с ними. Этот интерес сохранился на протяжении всей жизни. В 1820 году путешественник Муркрофт писал, что многие художники получали от него заказы и прикладывали все усилия, чтобы отметить пристрастие раджи к рисованию, а также его большую коллекцию картин. Он увлекался не только живописью. Раджа Сансар Чанд, как писал Муркрофт, часть дня посвящал религиозным обрядам. Вечером – пел, для него танцевали танцовщицы, и на этих представлениях исполнялись песни Бри Бхакха о Кришне. Культ Кришны имел огромное значение для него. В раджпутском обществе, в котором он родился, женщины жили в изоляции, восхвалялась девственность, и единственной возможностью для сексуального выражения были либо невеста, либо наложница. Романтика, в привычном смысле слова, была невозможна – это считалось заблуждением – и, как в средневековой Франции такие запреты вылились в поэзию трубадуров, в раджпутском обществе это проявилось в культе и поэзии Кришны.
Важность этого культа заключалась в оторванности его от обычной жизни. Жизнь Кришны среди пастухов Бриндабана - это отрицание раджпутской собственности, а его романтизм – неприемлем для благородного человека раджпутской морали. Его страсть к Радхе, замужней женщине была адюльтером. Такое поведение нарушало религиозные традиции, но в результате – Радха стала символом души, а их история любви реализовала возможность дать волю самым глубоким раджпутским желаниям и мечтам. Для Сансара Чанда культ имел исключительное значение и, возможно, его интерес к искусству были каким-то образом связан с его отношением к сексу. Определенно то, что его увлечение культом Кришны, может быть связано с его собственными любовными романами. Деревенская песня из долины Кангра рассказывает о его отношении к девушке-пастушке:

Гадди пас коз.
Его дочь пасла коров.
Увидев её юное лицо,
Раджа полюбил её.

Его чувственность, казалось, выражалась не только в искусстве и поэзии, но и в определённом сексуальном романтизме; и пока в раджпутском обществе культ Кришны часто служил подменой наслаждению, для Сансара Чанда это могло служить оправданием его личных опытов в любви.

1 2 3 4 5 6 7