Главная
НАДВИГАЮЩИЙСЯ ШТОРМ. Кангра, ок. 1790. Музей Виктории и Альберта
НАДВИГАЮЩИЙСЯ ШТОРМ


Состояние этой миниатюры, как описал его Эллиот, «муки неудовлетворенной любви». Поза женщины, её взгляд, направленный в сторону, а рука - в сторону двора, всё это говорит о её страданиях, и это впечатление усиливают служанки, которые обмахивают её веерами и подают ей воду. Есть и другие предметы, которые подчеркивают эмоциональное состояние девушки: две одинаковых подушки, два одинаковых цветка лотоса, два кувшина, бутылки, башни, они говорят о страстном воссоединении с её возлюбленным, которого она очень желает. Выбор этих конкретных предметов описывает истинные причины её состояния.
Эти явно сексуальные символы были позаимствованы художниками Кангры из традиций деревенской жизни и поэзии, традиций, которые довольно резко контрастировали с очень жесткими требованиями раджпутской морали. Деревня, на самом деле, думает и говорит символами на протяжении всей жизни. Когда люди занимаются организацией помолвки девушки, они не говорят напрямую о своих целях, они говорят, что пришли за товаром или, что они хотят воды или ищут бутыль из тыквы для хранения семян. Кажется, что весь процесс любви передается символами. Не только настойчивые просьбы соблазнителя, но и домашние приготовления жены и мужа не могут быть выполнены без какой-либо вербальной хитрости. На этой миниатюре изображена служанка во дворе, которая опирается на длинный посох, грозовые облака затягивают небо. Посох – это один из сексуальных символов в индийской деревне, а в индийской поэзии большие облака, вспышка молнии и проливной ливень – это эквиваленты сексуального акта. Поэтому облака на этой миниатюре играют очень важную роль.

искусство Индии