ЖИВОПИСЬ КАНГРЫ
Интерес к живописи и культ Кришны характеризуют Сансара Чанду, когда он унаследовал трон Кангры. Мы не знаем, что именно он сделал, чтобы привлечь художников, но смерть раджи Гобардхана Сингха, правителя Гулера в 1770 году, стала причиной всех последующих событий. В 1765 году один из гулерских художников эмигрировал в северный штат Чамба, а в 1770 году другие гулерские живописцы приехали в Гарвал, и создали здесь свой стиль, его романтические миниатюры сравнимы с произведениями из Кангры. После смерти Гобардхана Сингха наступил период кризиса, состоялся переезд художников в Кангру. В таких обстоятельствах, информация о том, что молодой Сансар Чанд очень интересовался живописью, была решающей, и к 1780 году многие гулерские художники искали именно его покровительства.
Известны имена некоторых художников - Фатту, Пуркху и Кушан Лай. Карл Хандалавала полагает что, Кушан Лай это - Кушала, племянник Найнсукха. Нет сохранившихся подписанных ими работ. Ясно одно, что картины двух художников периода 1780-1806 представляют могольское направление гулерской школы живописи. Они работали в Кангре. Серия миниатюр к Бхагавата Пурана написана одним из таких художников. Могольское направление отличалось всеохватывающим натурализмом, ландшафт был открытым, композиция -простой. Художник, писавший миниатюры для Бхавата Пурана старался отойти от канонов прежней гулерской школы. Он достиг нового уровня в изображении ритмического возвышенного эмоционального состояния. Использование теневых очертаний придает каждой его композиции светящуюся чистоту, которой не было до этого в живописи Кангры.
Вторым ярким художником был автор миниатюр 1 и 2, и серии иллюстраций к циклу Бихари о Кришне - Сат Сай. На этих миниатюрах очертания уже не столь затенены, а изобилующий зеленью ландшафт контрастирует с редким схематичным фоном, свойственным гулерской школе живописи. В то же время, птицы, реки, растения и цветущие деревья являются символами, которые усиливают образ влюбленных и создают окружающую атмосферу их встреч.
Стиль обоих художников явно принадлежит школе живописи Кангры. Изменения при дворе становились глубже и их последствия были более плодотворными. В 1770 году в Гулере существовало по крайней мере три вариации для передачи женского лица. От двух из них отказались, а третий - приняли и стандартизировали. Изменения произошли и в изображении позы женщин. В Гулере стоящая или сидячая поза привлекала внимание. В Кангре это была особая скользящая грация девушки в движении - голова наклонена, платье развевается, и в целом создавалась единая изогнутая линия, которая стала отличительной чертой стиля Кангры. В то же время ранний гулерский метод символического использования цвета и формы придавал легкости натурализму. Геометрия по-прежнему использовалась, для того, чтобы подчеркнуть женскую грацию, но вместо искаженных форм под углом, тот же эффект создавала архитектура – здания с жесткими линиями своей угловатостью усиливали и подчеркивали мягкость линий человеческого тела.
Символические элементы, олицетворяющие те же образы, что и в поэзии, были приняты как необходимые элементы для передачи романтических эмоций.
Увлечение раджи Сансара Чанда культом Кришны очень помогло в развитии живописи. Именно Кришна прекрасный возлюбленный, главный персонаж романтических миниатюр. И постепенно прекрасная женщина начинала доминировать в сценах - наделенная нежностью, невинной чувственностью и страстная в желаниях, грациозные изогнутые линии её тела стали отличительной чертой искусства Кангры.

1 2 3 4 5 6 7