ЖИВОПИСЬ КАНГРЫ
В течение двадцати пяти лет Сансар Чанд создавал идеальные условия для художников. В 1806 году гурки из Непала захватили Кангру. Разбитая наголову армия штатов и сам Сансар Чанд засели в крепости, которая в течение многих столетий была сторожевой. Осада продолжалась три года, в течение которых враг опустошил территорию, разорил деревни и вынудил Сансара Чанда вести жалкое существование. В 1809 году он обратился за помощью к Ранджит Сингху, и с помощью сикхской армии успешно прорвал блокаду. Его феодальное господство закончилось. Форт Кангры перешел к сикхскому гарнизону, а сам Сансар Чанд был вынужден принять суверенитет Ранджита Сингха. Он должен был появляться один раз в год в Лахоре, и жить тихо в своем загородном поместье. Денег было ничтожно мало – 70 000 рупий в год, учитывая, что тратились большие суммы денег на многочисленный гарем и прочие расходы. Он умер в 1823 году. Это событие неизбежно повлияло на живопись Кангры. Известно, что художник Саджну оставил дворец, и в 1810 году он работал у правителя соседнего штата Манди, раджи Извари Сен. Саджну написал серию картин, иллюстрирующих раджпутские баллады Хамир –Хатх. Резкое сокращение дворцовых привилегий могло повлиять и на количество создаваемых картин. Новый стиль появился в силу нескольких факторов. Первый – это возраст самого Сансара Чанда. В 1806 году ему было сорок один год, он активно продолжал покровительствовать. Когда первоначальный энтузиазм поостыл, он по-прежнему проявлял живой интерес к живописи, но уже такой всепоглощающей страсти не было. И его художники могли стать более почтительными, а в результате, их работа могла потерять свой страстный мазок. Вторым фактором было завоевание гурков. Два художника обосновались при дворе Кангры около 1780 года, оба были, вероятно, среднего возраста, и служили они в Кангре на протяжении десяти - двадцати лет до самой смерти. Художники Кангры продолжали создавать новые шедевры, но той силы влияющей на мощный цвет и ритмическую линию отсутствовала. Более поздние периоды живописи Кангры можно описать быстро. Вместе со смертью Сансара Чанды в 1823 году живопись не только потеряла стимул, но и стабильность. Шесть лет спустя после его смерти наследник Аниродх Чанд ушел в Техри-Гарвал, также как его сестры к двум сикхам. Путешественник Винь писал, что он отослал все свои ценности в Сутледж, и хотя картины не упоминались, но разумно предположить, что они были включены в королевский багаж и затем составили большую часть фамильной коллекции. Две принцессы были выданы замуж за раджу Гарвала, Сударшана Шаха (1815-59), и то количество сохранившихся в Техри картин из Кангры, безусловно, были частью приданого, как считают Раи Кришна Дас и Карл Хандалавала. Возможно, некоторые художники из Кангры сопровождали Аниродха. Это предположение основывается на оценке стиля картин периода 1830- 1860гг из Гарвала. Конечно, художники эмигрировали в Гарвал, а основная масса должно быть осталась. Так как за нелегким периодом правления сикхов, а затем правлением раджи Джодхбира Чанда последовал уход Аниродха, а в 1846 году территория отошла британцам. Живопись выжила – работали четыре художника. В 1929 году, когда Д. Френч был в Кангре живопись умирала. Каждый изгиб превратился в слабое подобие изящных линий, а это в свою очередь сжало по высоте фигуры, и с большим трудом передавались тона. Действительно, для серии картин датированных 1858 годом из Британского музея характерны вульгарные кричащие цвета и почти железная оцепенелость фигур.

1 2 3 4 5 6 7