МОГОЛЬСКАЯ ЖИВОПИСЬ
Могольский захват Индии с установлением во главе могущественной династии с персидской культурой в своей основе, означал, что две радикально разные цивилизации были вынуждены постоянно контактировать друг с другом, и так как в это была вовлечена живопись, элементы техники персидских мастеров живописи разбудили в индийских живописцах древний талант.
Основатель династии Бабур был турецким принцем, прямым наследником Тамерлана. Он был в Герате в то время, когда город познакомился с мировым центром исламской литературы и художественной жизнью; когда Бехзад, великий персидский художник был на пике славы. Бабур, как написано в его мемуарах, сам очень интересовался живописью, но ни он, ни его сын Гамаюн (1530-1556) который провел большую часть времени своего правления в изгнании, не правили достаточно долго в Индии, чтобы внести серьезный вклад в развитие живописи. Гамаюн, однако, будучи в Персии, познакомился с известными придворными художниками этой страны; двух самых опытных - Мир Саид Али и Кваджа Абд аль-Самад - он уговорил служить при своем дворе. Один из них получил звание «Чудо королевства», а другой стал главой монетного двора; им было поручено контролировать иллюстрирование романа об исламском герое Амире Хамза; над созданием работали 50 художников, многие из них были индийцами. Исполнение столь амбициозной задачи, которая состояла из более двух тысяч больших иллюстраций (на ткани) вылилась в подобие курсов для индийских художников. (часть этих картин сохранилась, большая часть их хранится в музее Южного Кенсингтона и Британском музее).
Характеристики персидской живописи хорошо известны и нет необходимости перечислять их. Это двумерное искусство идеально подходящее для иллюстрации манускриптов, избегает теней и перспектив, декоративное с использованием мозаики чистых цветов и каллиграфической линией рисунков. Обязательные элементы: высокогорье в качестве фона, определённые жесты, взгляд на сюжет с нескольких точек одновременно, использование повторяющихся элементов на коврах и канапе, архитектурных деталей, китайские облака, крупные цветы, погружение в мир роскошного романтизма. Если мы сравним индийский вариант с иллюстрациями к персидскому варианту Хамза-нама, мы будем поражены, насколько они различны. За небольшим исключением, например, костюмов, они выполнены в персидском стиле. Насыщенные краски иногда неудовлеторительны; деревья и другие элементы изображены очень натурально. В иллюстрациях акбарского периода таким образом индийские художники показывали свою независимость. И в живописи акбарского периода это определяется безошибочно.

1 2 3 4 5 6