МОГОЛЬСКАЯ ЖИВОПИСЬ
Акбар, самый знаменитый правитель из всей династии, унаследовал трон после своего отца в 1556 году в возрасте тринадцати лет. Его военные успехи, успешная администрация и толерантная политика создали новую цивилизацию существовавшую до того, как трон унаследовал Джахангир, его сын от индийской жены – принцессы Раджпут. У акбарских художников были большие возможности для практики в своем ремесле. Император сам в юности брал уроки рисования, он собрал огромную библиотеку персидских рукописей, многие из которых были с иллюстрациями. Его каллиграфы, миниатюристы и другие ремесленники копировали и усложняли как персидскую классику, так и индийскую технику, практиковались на хрониках правления императора и его предков. Был сформирован большой альбом портретов всех знатных людей того времени, а также много иллюстрированных книг с мифами о животных.
В знаменитых иллюстрированных хрониках правления Акбара описана вся жизнь правителя, его придворных и армии. Многие из миниатюр обладают сумасшедшей энергией, которая отражает характер самого императора. Анималистская живопись дает нам много доказательств, что личный интерес императора к жизни животных в целом характеризуют индийское мировоззрение. Есть миниатюры с изображением религиозных проповедников и группы аскетов, сцены охоты, ловли птиц. Мы видим работающих на полях людей, строителей и оружейников за их занятием, пастухов с их стадами, но большая часть картин посвящена придворной жизни, есть даже случайные сцены с изображением женщин (хотя портреты женщин высшей касты никогда не писались), случайные вкрапления фигур слуг, музыкантов, танцоров, борцов и т.п.
Имена около ста пятидесяти акбарских придворных художников известны нам по подписям или из надписей на самих миниатюрах. Большинство имен индийских, их мастерству даже Акбарский хроникер Абул-Фазл воздавал похвалы. Никто из них не принадлежал высшей касте. Многие пришли из западной Индии.
Складывается впечатление, что император завербовал в свои ряды таланты более половины континента.
Работали и исламские художники, несмотря на запрет богословов; запрет основывался на постулате о том, что художник, воссоздавая жизнь в рисунке, посягает на функцию Создателя. Это говорит о независимости акбарской мысли, он выражал ортодоксальные взгляды, считая, что художник обладает особым средством познания Бога, подчиняясь единственному Создателю. Ни индийцы, ни магометане не осознавали, что они работали подобно художникам христианской Европы или древнего буддизма. Они были свободны в изображении ландшафта или фигуры человека или животного. Многие персидские традиции продолжали существовать наряду с новой техникой, но большая их часть исчезла ещё в середине периода правления Джахангира, и невозможно ошибиться и принять акбарскую миниатюру за персидскую работу. Персидская техника многому научила индийских художников, оно обогатила их палитру и сделала линии изящными.
Акбарский хроникер по поводу мастерства его художников заметил, что их картины могут быть размещены рядом с великолепными работами европейских художников, которые добились мировой славы. Европейская живопись в середине периода правления стала оказывать ощутимое влияние на придворных художников в моделировании и создании перспективы, в изображении ландшафта и в передаче складок одежды. Вместо золотого или темно-голубого неба, как это изображалось в Персии, стали рисовать великолепный закат и облака. Настоящие лошади заменили фантастических животных из персидской школы живописи. Человеческие фигуры могут быть неуклюжи и безжизненны, но лица уже всё чаще оживали. Всё больше и больше стали рисовать в профиль, в отличие от лиц в три-четверти, которых предпочитали персидские художники, чувствовалась большая работа над передачей индивидуальности каждого человека. Местные традиции живописи всегда присутствуют на миниатюрах, например, в изображении роскошные женских тел.

1 2 3 4 5 6