ДЕККАНСКАЯ ЖИВОПИСЬ
В 1570 году в Деккане была проиллюстрирована вторая книга – энциклопедия под названием Ниджум аль-Улум или «Звезды Наук». И хотя здесь много персидского – обильное использование золотого, белого и лилового, цветочные мотивы – стиль Виджайянагара оставил свой след в изображении женских фигур. Эти усыпанные драгоценностями женщины носят сари поперек груди по южной моде, а ниспадающий длинный конец сари дает подъем и амплитуду фигуре. Миниатюры не идут ни в какое сравнение с ахмаднагарской миниатюрой (миниатюра 1). Их масштаб подходит больше к фрескам, чем для иллюстрации книги. До битвы у Таликоты три королевства южного Деккана были дружны с Виджайянагаром. Литературные традиции требовали наличия художников при дворе Али Адил Шаха Первого (1558-80) в Биджапуре, и благодаря этому его библиотека обогатилась Ниджум аль-Улум.
Появилось небольшая группа миниатюр, иллюстрирующих мелодии индийской музыки (рагас и рагинис). Композиция осталась простой, состоящей из нескольких фигур, в окружении павильонов с куполами или на фоне, состоящим из повторяющихся мотивов. Традиционный персидский ландшафт сохранился, но использовался он более амбициозно. Великолепные павлины, геральдически расположенные, часто являлись важным элементом в дизайне. Цветовая палитра становилась более богатой. Фигуры требовали большей экспрессивности не из-за крошечного лица, а из-за постоянного движения поясов и сари, которые придавали женщинам сходство с роскошными тропическими птицами. Не известно, для кого они были написаны. Львиная доля декканской живописи принадлежит штату Биджапур, где и Али Первый, и его более известный племянник Ибрахим Второй (1580-1627) культивировали и покровительствовали искусству. Именно Али после битвы у Таликоты превратил свою столицу в великий город. Вкус и личные качества Ибрахима нам более знакомы. Он сам был великолепным художником и каллиграфом, увлекался музыкой на разных инструментах и музыкальными представлениями. Он был поэтом, любопытно, что в некоторых его песнях музыкальные мелодии визуализировались как боги, прекрасная женщина или изображали времена года – идея, которая получила популярность в исламской Индии в то время. Хотя и ранние книги, и энциклопедия не могут реально показать достижения южно-декканской живописи. Если мы считаем главным покровителем искусства Ибрахима, то миниатюры Рага должны датироваться последней декадой столетия, а в 1590 году молодому королю было всего лишь только девятнадцать.

1 2 3 4 5 6 7