Главная
ПОРТРЕТ АХМАДНАГАРСКОГО БУРХАНА НИЗАМ ШАХА ВТОРОГО (1591-95). Национальная библиотека, Париж
ПОРТРЕТ АХМАДНАГАРСКОГО  БУРХАНА НИЗАМ ШАХА ВТОРОГО (1591-95)


На обратной стороне этой миниатюры есть несколько надписей на персидском, а также - три печати. Надпись в центре « Бурхан Низам аль-Мулк». Автор - очевидно, могольский художник, хотя моголы никогда не признавали королевских титулов у декканских правителей и всегда обращались к королям Биджапура, Голконды и Ахамднагара как Адил Хан, Кутб аль-Мулк и Низам аль-Мулк. Ниже какой-то знаток написал «ранняя работа из Деккана» (Кар-и-аввал-и-Деккан). В других записях владельцев даты 1643-4 появляются дважды, и ещё одна 1715-6. Несмотря на сюжет, эта миниатюра датируется 1600 годом, и мы считаем, что это портрет ахмаднагарского Бурхана Низам Шаха Второго, а не портрет его предшественника Бурхана Первого (1509-53).
Бурхан был заточен в тюрьму своим старшим братом Муртаза Первым в Шивнере в 1569 году, после неудачного восстания был перевезен в Мальву и затем к Акбару в 1583 году. В 1585 году он присоединился к безуспешной могольской атаке Берара, будучи амиром Акбара. Из Мальвы он вошел в Берар снова в 1589 году и снова был повержен. В конце концов при поддержке биджапурского Ибрахима Второго и раджи Али Хана из Хандеша, он вернул свое королевство, покорив своего сына 7 мая 1591 года. Когда он вернул трон, Бурхану было тридцать один или тридцать три года, в этом возрасте он и изображен на портрете.
Бурхан сидит на троне и предлагает золото придворному. Человек, который держит меч, обмахивает короля белой тканью, а юный паж предлагает ему пирог. Они оба абиссинцы, которых очень привечали при декканском дворе в то время. Мужчины одеты в декканские одежды, алая или сине-зеленая пижама сочетается с абрикосовыми или молочно-нефритовыми халатами. Мальчик одет в халат согласно акбарской моде. Все трое слуг подвязаны поясами с золотой вышивкой, Голконда был знаменита такими поясами. Это первая миниатюра Деккана, где лица показаны не в профиль, а в три четверти; любопытная деталь - глаз, который дальше от зрителя выполнен в манере старых манускриптов.
У Бурхана была прекрасная библиотека, которую захватили моголы после падения Ахмаднагара в 1600 году. Возможно, эта миниатюра входила в её состав.

искусство Индии