РАДЖПУТСКАЯ ЖИВОПИСЬ
Искусству построения композиции художники научились у могольских коллег, но это был длительный процесс. Интересная серия миниатюр в полумогольском стиле была передана в дар Оксфордскому университету в 1640 году архиепископом Лодом. На них мы видим, что резкие движения и краски не усиливают ритм композиции. Другая серия миниатюр, где костюмы и цвета периода могольского императора Джахангира (1605-27) демонстрируют четкий ритм и дают ощущение цвета, но художники не удобно использовать верхнюю часть (персидскую) страницы вместо горизонтальной формы, которая обусловлена формой пальмового листа. Это применялось в серии миниатюр Чаура-панчасика, выполненной в стиле западной Индии семнадцатого века с использованием нового варианта композиции. Большая часть миниатюр этой серии находится в Бостоне, а три – в Британском музее. Нет жестов и ритмических движений, но они передают внутреннюю энергию. Есть миниатюры, где использована большая цветовая палитра и другие типы фигур. Вариант композиции с несколькими фигурами и малым количеством деталей не сохранился в семнадцатом веке. А в серии миниатюр 1680 года используется широкий орнамент вдоль основы каждого листа.
Раджпутская живопись семнадцатого века описывала состояния любви, различных героев или героинь. Иногда это выливалось в лирические поэмы, такие как Гита Говинда или сезонные любовные поэмы Барамаса. Их главные характеристики – символизм и ритм. В восточной живописи жесты – это средство выражения и цветовые комбинации, формирующие композицию.
Мы мало знаем о живописи, которая развивалась в отдаленных районах западных Гималаев до восемнадцатого века. Единственный датированный манускрипт созданный на этой территории - Читтарасманьяри с выходными сведениями: написано для раджи Кирапала из Басохли в 1694 году. Басохли – маленький древний штат, чья история начиналась под названием Веллапур и восходит к одиннадцатому веку. Как и другие горные штаты, они перешли в подчинение Акбара в 1590 году во время военной кампании Зайн Хана Кока. Следующим правителем был Кришан Пал, он основал древнюю столицу Басохли в 1630 году, был захвачен Джахангиром и посажен в тюрьму (1614-27). Расцвет могольской живописи в горах Раджас - результат акбарской политики заложников и службы в имперской армии и администрации. Придворные художники ориентировались на примеры могольской живописи, и старались работать у самых могущественных правителей в долине. Сегодня невозможно сказать, где были созданы миниатюры в полумогольском стиле начала семнадцатого века, известные нам сегодня.

1 2 3 4 5 6 7