РАДЖПУТСКАЯ ЖИВОПИСЬ
Восемнадцатый век.
Практика портретной живописи была заимствована у могольских художников. Дворцовые сцены стали одной из главных тем раджпутской живописи. Доктор Гёц, который занимался изучением коллекций миниатюр из государственных хранилищ Раджпутаны, утверждает, до 1700 года их не было вообще, и что в первой половине восемнадцатого века влияние могольского стиля было очень мощным как в Джайпуре, так и в Джодпуре. Общая моголизация стиля миниатюр Рагмала после 1725 года вытесняет старый раджпутский стиль, могольский пример был повсюду, ему все следовали - как это было в архитектуре. Возможно, что это было из-за фанатизма Аурангзеба, который хотел привезти художников, работающих при дворе, в регионы. В отдаленных штатах могольское влияние было менее сильным, и басохлийская школа работала в консервативном стиле, основываясь больше на джахангирские модели (1605-27), чем на современные могольские миниатюры. Примером может служить рукопись к Гита-Говинда 1730 года, она была создана для басохлийского правителя Медини Пал, и выполнена художником Марнаку. При иллюстрации этой рукописи использовалась могольская схема, основанная на контрастах, но в декоративном варианте, в результате чего не создавалась атмосфера и глубина изображения. Теперь в живописи Басохли больше не было глубины, присущей миниатюрам семнадцатого века, но великолепное использование цвета и сила композиции сохранились. Пока ещё нет и намека на те большие изменения в живописи пахари (горных штатов), которые произошли во второй половине столетия.
В 1912 году доктор Вогель отметил, что политический закат могольской империи и анархия, которая установилась после разорения Дели Надир Шахом в 1739 году, привели к процветанию горных штатов, так как через их территорию пролегал торговый путь. Он шёл через Харипур, Нурпур и Басохли в Джамму. Во второй половине восемнадцатого века наиболее могущественными штатами в горах были Джамму и Кангра. Ранджит Дев из Джамму (1750-81) контролировал обширную территорию, куда входил и Басохли, возглавляемый Амрит Палом. Кангра взяла на себя лидирующую роль в формировании нового стиля в живописи и стандартов технических навыков. Дж. Френч считал, что могольское влияние в семнадцатом веке стало ощутимым, а в 1946 году доктор Гёц считал развитие ранней школы Кангры именно в период правления Гаманда Чанда (1751-74), а её зенит наступил в период правления Сансара Чанда (1775-1804). Портрет раджи Говардхана из Гулера (1730-60), возможно, выполнен при жизни, но портреты раджи Бикрама Сингха из Гулера (1661-75) и раджи Сидха Сена из Манди (правивший с 1684-1717?) едва ли могут быть современными, портрет первого выполнен не в стиле Кангры, как утверждает Френч, а рисунок раджи Викрама и его слона - это раджпутский рисунок более поздней даты. Это, конечно, не отрицает существования искусства в горных штатах до середины восемнадцатого века, кроме басохлийской школы, cуществовала школа живописи в долине Кулу – искусство простых линий и скудных красок. Благодаря покровительству Сансара Чанда в Кангре, культурном центре, сохранилось много его портретов в различных сборниках миниатюр. Стиль распространялся по всей территории Индии: в Кашмире и Лахоре, и далее в Гарвал и Чамбу. Закат политического господства Сансара Чанда и растущая мощь сикхов после 1804 года не смогли уничтожить школу, которая впоследствии расцвела уже в девятнадцатом веке.
Из раджпутских школ живописи школа Кангры – самый известная. Несмотря на большие серии иллюстраций к эпическим произведениям, наиболее часто использовались сюжеты о любви Кришны и Радхи, иллюстрации тем Найика, классические сцены с влюбленными.

1 2 3 4 5 6 7